Книги

Дорогой читатель!

 

За  последние два десятилетия в мире  произошли  огромные изменения, как в политическом, так и в технологическом плане. Фактически  изменилось всё! Изменились и мы с   Вами.   Особенно  много  изменений   произошло в системе средств массовой информации. В обиход  профессиональной деятельности  представителей пера вошли десятки, а в некоторых сферах сотни новых понятий и    терминов, создалась  законодательная    база,   так   или    иначе регулирующая  весь комплекс их деятельности.

Авторами этой  книги   была сделана попытка сконцентрировать все эти новшества  в одном издании и таким  образом  облегчить  работу специалистов, дать ,как можно больше пояснений всему тому, что  окружает  тех кто обеспечивает  коммуникационный рынок полезной  продукцией в виде рекламы, газет, журналов,   радио и  телепередач, Интернет- сайтов, книг, брошюр и  иной   печатной   или    аудио -визуальной продукции.

Так же, в целях непосредственного  изучения и следования букве закона в словаре   в    качестве   приложения   приводятся   законодательные   акты Таджикистана и России, что обусловлено требованием времени и   интересами отечественных специалистов, тесно сотрудничающих со своими коллегами на просторах Российской Федерации.

Хочется верить, что этот словарь будет полезным пособием не только для студентов, но и всех специалистов системы средств   массовой   информации и широкого круга читателей. 

               

От составителей.

 

 


А

АББРЕВИАТУРА – (ит. abbreviatura < лат. brevis-краткий; условное сокращение) – сложносокращенное слово, существительное, образованное из начальных букв или начальных элементов слов и словосочетаний. Имеет место в большинстве материалов. Например: ИТАР-ТАСС, АП, ЮПИ, собкор, худрук и т.д.).

АББРЕВИАЦИЯ – создание аббревиатур путем сокращения, усечения слов,  входящих в составное наименование. Например, (СПИД , просвет,  самиздат).

АБЗАЦ – (нем. аbsatz, букв. – уступ)- 1). «Красная» строка, начало материала, начало новой мысли, новой  творческой конструкции при построении написанного, часть текста до  нового абзаца; 2). Часть текста между двумя такими отступами характеризующаяся формальной связностью и относительной смысловой целостностью. А. зависит прежде всего от индивидуальных стилистических особенностей, авторских пристрастий , вкусов, а также от жанра произведения и степени экспрессивности текста.

АБОЛИЦИЯ – (лат.abolitio – отмена, уничтожение) – отмена закона, рещения.

АБРАКАДАБРА – (лат.abracadabra – магическая формула, таинственное слово, кот. приписывалось чудодейственная сила) – бессмыслица, непонятный набор слов.

АБРЕЖЕ – с франц. – сокращенное извлечение отрывка из текста;  выписка, выдержка, цитата.

АБСТРАКТНОСТЬ – неконкретность, отвлеченность. Расплывчатый  материал, носящий общий характер, без детализации.

АБСУРД (от лат. absurdus) - нелепость, бессмыслица.

АВАНТЮРИЗМ (франц. Aventurisme) - поведение, деятельность кого-либо, характеризующиеся рискованными поступками ради достижения легкого успеха, выгоды.

АВАНТИТУЛ – страница книги, расположенная перед титулом, с напечатанным на ней тек­стом или иллюстрациями.

АВТОГРАФ - собственноруч­ная подпись или рукопись ав­тора.

АВТОЛИТОГРАФИЯ – рисунок, выполненный самим художником на литографском камне; оттиск такого рисунка.

АВТОЛОГИЯ (авто + греч. logos – слово) - употребление слова в его собственном, прямом значении.

АВТОНИМ  (авто + греч. onyma – имя) -  подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.

АВТООТВЕТЧИК – приставка к телефонному аппарату, позволяющая  определить, кто и по какому поводу звонил, и даже  записать сообщение абонента.

АВТОР (лат. аu(c)tor) -  реальная личность, писатель, поэт, журналист, создатель какого-либо произведения, научного исследования, изобретения, текста и т.д.

АВТОРИЗОВАТЬ (франц.- аutorser) – разрешать, давать согласие на распространение какого – либо материала; официально удостоверить качество текста.

АВТОРИТЕТНЫЙ (лат. auctoritas – власть, влияние) - пользующийся    общим    признанием,    влиянием.        Специалист,  к   мнению   которого   не   только     прислушиваются, но  и с  которым   считаются.   Наивысшая   оценка  деятельности.

АВТОРСКАЯ ПРАВКА–исправ­ления, внесенные автором в гранки набора или сверстанные полосы.

АВТОРСКИЙ ЗНАК – условное буквенно-цифровое обозначение фамилии автора или первого слова заглавия издания.

АВТОРСКИЙ ЛИСТ – единица измерения объема текстового материала, принятая для учета труда автора, переводчика, редактора и др., равная в странах СНГ 40 тыс. печатных знаков. Печатными знаками считаются все буквы, цифры, знаки препинания, пробелы между словами, окончания не­полных строк. А.Л. равен примерно 22-23 страницам машинописного или 16 страницам книжного текста, 700 строкам стихотворного текста или 3000 см²  воспроизведенного авторского иллюстрационного материала.

АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛв редакциях тот, который написан внештатником и подготовлен к печати сотрудником СМИ.

АВТОРСКОЕ ПРАВО – совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение авторов, в том числе и журналистов. Во многих странах СНГ, в том числе в РФ и РТ, существуют отдельные законы об авторском праве.

Объектами А.П. являются все как обнародованные, так и не обнародованные законом оговоренные произведения.

АВТОТИПИЯ (авто... + гр. tуроs - отпеча­ток) – 1) полиграфический способ воспроизведе­ния полутоновых изображений, рисунков, фото­снимков и т. д., путем фотографирования их через растр (сетку) и изготовления клише с печатаю­щими элементами в виде очень мелких рельефных точек разных размеров (в зависимости от силы тона данного участка изображения); 2) клише с полутонового оригинала.

АГЕНТ (от лат. аgens – действующий) – лицо, действующее по поручению кого-либо, представитель, уполномоченный; посредник или партнер. Рекламный А. – лицо, представляющее рекламное агентство и осуществляющее контакты от его имени.

АГЕНТСТВО – учреждение (центральное или местное)  информационного характера. Выступает посредником между различными институтами государства и общества со СМИ.

АГЕНТСТВО РЕКЛАМНОЕ – профессиональная организация, предоставляющая своим клиентам полный или  ограниченный объем услуг по планированию и организации рекламы.

АГИТАЦИЯ (лат. agitatio – приведение в движение) - устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие круги населения.

АГИТКА – сочинение, преследующее агитационные цели без учета его художественной стороны. Нередко агитки пишутся по заказу за  вознаграждение журналистами, не брезгующими предлагать себя на периоды каких-либо политических событий (выборы, манифестации, митинги и т.д.).

АГРАРНИК – специалист по проблемам сельского хозяйства. Так называют и сотрудников СМИ, пишущих на сельхозтемы.

АДАТ (ар.) – неписанный закон, обычай у народов, исповедующих ислам.

АДРЕСАНТ (нем. adressant) – отправитель.

АДРЕСАТ (нем. adressat) – получатель.

АДРЕСНАЯ ПЕРЕДАЧА – передача, имеющая четкую (узкую) направленность, предназначенная для определенного круга зрителей или слушателей. Необходимость в передачах такого типа диктуется неоднородностью аудитории. В теле- и радиожурналистике термин А.П. указывает на отличие передач специального характера от передач, рассчитанных на широкую (недифференцированную) аудиторию. Направленность А.П. определяется географическими, демографическими, профессиональными и другими характеристиками аудитории, а также особенностями, связанными с интересами и увлечениями людей.

АДРЕСНЫЙ КАДР – видеокадр, содержащий информацию, которая указывает на географические координаты места съемок. А.К.может также содержать изображение каких-либо общеизвестных сооружений, однозначно ассоциирующих с географией – Эйфелева башня, Кремль и т.д.

АЖИОТАЖ (франц. аgiotage) - сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг какого-либо дела, вопроса. Нездоровый А. иногда умышленно создаются  журналистами, особенно когда они опускаются в публикациях до уровня слухов, а не авторитетных рассуждений.

АЗАРТНЫЙ (франц. hazard – случай, случайность) -  задорный, горячий, сильно увлекающийся.

АЗБУЧНЫЙ – общеизвестный, самый простой, элементарный.

АИДА (AIDA) – одна из самых распространенных моделей рекламного обращения. AIDA – аббревиатура английских слов: внимание, интерес, желание, действие. В 1896 г. предложена Э.Левисом (США).

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ШРИФТ – по­пулярный шрифт особого ри­сунка, применяемый в газетах для набора шапок, заголовков и подзаголовков. Включен в третью группу шрифтового стандарта.

АККРЕДИТАЦИЯ (лат. accreditivus – доверительный) - регистрация журналиста при организации (законодательном, исполнительном органе власти), на мероприятии (форуме, фестивале) для легальной деятельности.

АККУМУЛИРОВАНИЕ (лат. accumulare) – накоплять, собирать.

АКРИЛАЙТЫ – щиты с контурной подсветкой. Изготавливаются из толстого оргстекла, на которые наносятся самоклеящаяся пленка. Контуры стекла фрезеруются и подсвечиваются лампами, устанавливаемыми в торце щита.

АКСИОМА (греч.axioma) -  бесспорная, не требующая доказательств истина.

АКТУАЛЬНОСТЬ (лат. actualis - действительный, настоящий) – существен -ность, соответствие запросам современности, злободневность.

АКУЛЫ ПЕРА – наиболее «зубастые», «сердитые» журналисты (критики, фельетонисты, сатирики).

АКУСТИКА (греч. akustikos – слуховой) – звуковые условия какого-либо помещения, радио- телепередачи.

АКУСТИКА ПЕРЕДАЧИ – звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе соответствия акустической перспективы с масштабом изображения. 

АКЦЕНТ (лат.accentus - усиление; ударение, повышение голоса) -  подчеркива -ние какой-либо мысли; выделять или подчеркивать отдельный звук или фрагмент теле- радиопередачи; типографский знак, означающий ударение.

АКЦИЯ (лат.actio – действие) – действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели (напр., проведение фестивалей, спортивных соревнований, конкурсов). Что читать дальше, скачайте файл.



Скачать бесплатно
Размер: || Загрузок:

Похожие новости

    Комменатрии к новости

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Написать свой комментарий:

    Уважаемый посетитель, добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.