Дорогой читатель!
За последние два десятилетия в мире произошли огромные изменения, как в политическом, так и в технологическом плане. Фактически изменилось всё! Изменились и мы с Вами. Особенно много изменений произошло в системе средств массовой информации. В обиход профессиональной деятельности представителей пера вошли десятки, а в некоторых сферах сотни новых понятий и терминов, создалась законодательная база, так или иначе регулирующая весь комплекс их деятельности.
Авторами этой книги была сделана попытка сконцентрировать все эти новшества в одном издании и таким образом облегчить работу специалистов, дать ,как можно больше пояснений всему тому, что окружает тех кто обеспечивает коммуникационный рынок полезной продукцией в виде рекламы, газет, журналов, радио и телепередач, Интернет- сайтов, книг, брошюр и иной печатной или аудио -визуальной продукции.
Так же, в целях непосредственного изучения и следования букве закона в словаре в качестве приложения приводятся законодательные акты Таджикистана и России, что обусловлено требованием времени и интересами отечественных специалистов, тесно сотрудничающих со своими коллегами на просторах Российской Федерации.
Хочется верить, что этот словарь будет полезным пособием не только для студентов, но и всех специалистов системы средств массовой информации и широкого круга читателей.
От составителей.
А
АББРЕВИАТУРА – (ит. abbreviatura < лат. brevis-краткий; условное сокращение) – сложносокращенное слово, существительное, образованное из начальных букв или начальных элементов слов и словосочетаний. Имеет место в большинстве материалов. Например: ИТАР-ТАСС, АП, ЮПИ, собкор, худрук и т.д.).
АББРЕВИАЦИЯ – создание аббревиатур путем сокращения, усечения слов, входящих в составное наименование. Например, (СПИД , просвет, самиздат).
АБЗАЦ – (нем. аbsatz, букв. – уступ)- 1). «Красная» строка, начало материала, начало новой мысли, новой творческой конструкции при построении написанного, часть текста до нового абзаца; 2). Часть текста между двумя такими отступами характеризующаяся формальной связностью и относительной смысловой целостностью. А. зависит прежде всего от индивидуальных стилистических особенностей, авторских пристрастий , вкусов, а также от жанра произведения и степени экспрессивности текста.
АБОЛИЦИЯ – (лат.abolitio – отмена, уничтожение) – отмена закона, рещения.
АБРАКАДАБРА – (лат.abracadabra – магическая формула, таинственное слово, кот. приписывалось чудодейственная сила) – бессмыслица, непонятный набор слов.
АБРЕЖЕ – с франц. – сокращенное извлечение отрывка из текста; выписка, выдержка, цитата.
АБСТРАКТНОСТЬ – неконкретность, отвлеченность. Расплывчатый материал, носящий общий характер, без детализации.
АБСУРД (от лат. absurdus) - нелепость, бессмыслица.
АВАНТЮРИЗМ (франц. Aventurisme) - поведение, деятельность кого-либо, характеризующиеся рискованными поступками ради достижения легкого успеха, выгоды.
АВАНТИТУЛ – страница книги, расположенная перед титулом, с напечатанным на ней текстом или иллюстрациями.
АВТОГРАФ - собственноручная подпись или рукопись автора.
АВТОЛИТОГРАФИЯ – рисунок, выполненный самим художником на литографском камне; оттиск такого рисунка.
АВТОЛОГИЯ (авто + греч. logos – слово) - употребление слова в его собственном, прямом значении.
АВТОНИМ (авто + греч. onyma – имя) - подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.
АВТООТВЕТЧИК – приставка к телефонному аппарату, позволяющая определить, кто и по какому поводу звонил, и даже записать сообщение абонента.
АВТОР (лат. аu(c)tor) - реальная личность, писатель, поэт, журналист, создатель какого-либо произведения, научного исследования, изобретения, текста и т.д.
АВТОРИЗОВАТЬ (франц.- аutorser) – разрешать, давать согласие на распространение какого – либо материала; официально удостоверить качество текста.
АВТОРИТЕТНЫЙ (лат. auctoritas – власть, влияние) - пользующийся общим признанием, влиянием. Специалист, к мнению которого не только прислушиваются, но и с которым считаются. Наивысшая оценка деятельности.
АВТОРСКАЯ ПРАВКА–исправления, внесенные автором в гранки набора или сверстанные полосы.
АВТОРСКИЙ ЗНАК – условное буквенно-цифровое обозначение фамилии автора или первого слова заглавия издания.
АВТОРСКИЙ ЛИСТ – единица измерения объема текстового материала, принятая для учета труда автора, переводчика, редактора и др., равная в странах СНГ 40 тыс. печатных знаков. Печатными знаками считаются все буквы, цифры, знаки препинания, пробелы между словами, окончания неполных строк. А.Л. равен примерно 22-23 страницам машинописного или 16 страницам книжного текста, 700 строкам стихотворного текста или 3000 см² воспроизведенного авторского иллюстрационного материала.
АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ – в редакциях тот, который написан внештатником и подготовлен к печати сотрудником СМИ.
АВТОРСКОЕ ПРАВО – совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение авторов, в том числе и журналистов. Во многих странах СНГ, в том числе в РФ и РТ, существуют отдельные законы об авторском праве.
Объектами А.П. являются все как обнародованные, так и не обнародованные законом оговоренные произведения.
АВТОТИПИЯ (авто... + гр. tуроs - отпечаток) – 1) полиграфический способ воспроизведения полутоновых изображений, рисунков, фотоснимков и т. д., путем фотографирования их через растр (сетку) и изготовления клише с печатающими элементами в виде очень мелких рельефных точек разных размеров (в зависимости от силы тона данного участка изображения); 2) клише с полутонового оригинала.
АГЕНТ (от лат. аgens – действующий) – лицо, действующее по поручению кого-либо, представитель, уполномоченный; посредник или партнер. Рекламный А. – лицо, представляющее рекламное агентство и осуществляющее контакты от его имени.
АГЕНТСТВО – учреждение (центральное или местное) информационного характера. Выступает посредником между различными институтами государства и общества со СМИ.
АГЕНТСТВО РЕКЛАМНОЕ – профессиональная организация, предоставляющая своим клиентам полный или ограниченный объем услуг по планированию и организации рекламы.
АГИТАЦИЯ (лат. agitatio – приведение в движение) - устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие круги населения.
АГИТКА – сочинение, преследующее агитационные цели без учета его художественной стороны. Нередко агитки пишутся по заказу за вознаграждение журналистами, не брезгующими предлагать себя на периоды каких-либо политических событий (выборы, манифестации, митинги и т.д.).
АГРАРНИК – специалист по проблемам сельского хозяйства. Так называют и сотрудников СМИ, пишущих на сельхозтемы.
АДАТ (ар.) – неписанный закон, обычай у народов, исповедующих ислам.
АДРЕСАНТ (нем. adressant) – отправитель.
АДРЕСАТ (нем. adressat) – получатель.
АДРЕСНАЯ ПЕРЕДАЧА – передача, имеющая четкую (узкую) направленность, предназначенная для определенного круга зрителей или слушателей. Необходимость в передачах такого типа диктуется неоднородностью аудитории. В теле- и радиожурналистике термин А.П. указывает на отличие передач специального характера от передач, рассчитанных на широкую (недифференцированную) аудиторию. Направленность А.П. определяется географическими, демографическими, профессиональными и другими характеристиками аудитории, а также особенностями, связанными с интересами и увлечениями людей.
АДРЕСНЫЙ КАДР – видеокадр, содержащий информацию, которая указывает на географические координаты места съемок. А.К.может также содержать изображение каких-либо общеизвестных сооружений, однозначно ассоциирующих с географией – Эйфелева башня, Кремль и т.д.
АЖИОТАЖ (франц. аgiotage) - сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг какого-либо дела, вопроса. Нездоровый А. иногда умышленно создаются журналистами, особенно когда они опускаются в публикациях до уровня слухов, а не авторитетных рассуждений.
АЗАРТНЫЙ (франц. hazard – случай, случайность) - задорный, горячий, сильно увлекающийся.
АЗБУЧНЫЙ – общеизвестный, самый простой, элементарный.
АИДА (AIDA) – одна из самых распространенных моделей рекламного обращения. AIDA – аббревиатура английских слов: внимание, интерес, желание, действие. В
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ШРИФТ – популярный шрифт особого рисунка, применяемый в газетах для набора шапок, заголовков и подзаголовков. Включен в третью группу шрифтового стандарта.
АККРЕДИТАЦИЯ (лат. accreditivus – доверительный) - регистрация журналиста при организации (законодательном, исполнительном органе власти), на мероприятии (форуме, фестивале) для легальной деятельности.
АККУМУЛИРОВАНИЕ (лат. accumulare) – накоплять, собирать.
АКРИЛАЙТЫ – щиты с контурной подсветкой. Изготавливаются из толстого оргстекла, на которые наносятся самоклеящаяся пленка. Контуры стекла фрезеруются и подсвечиваются лампами, устанавливаемыми в торце щита.
АКСИОМА (греч.axioma) - бесспорная, не требующая доказательств истина.
АКТУАЛЬНОСТЬ (лат. actualis - действительный, настоящий) – существен -ность, соответствие запросам современности, злободневность.
АКУЛЫ ПЕРА – наиболее «зубастые», «сердитые» журналисты (критики, фельетонисты, сатирики).
АКУСТИКА (греч. akustikos – слуховой) – звуковые условия какого-либо помещения, радио- телепередачи.
АКУСТИКА ПЕРЕДАЧИ – звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе соответствия акустической перспективы с масштабом изображения.
АКЦЕНТ (лат.accentus - усиление; ударение, повышение голоса) - подчеркива -ние какой-либо мысли; выделять или подчеркивать отдельный звук или фрагмент теле- радиопередачи; типографский знак, означающий ударение.
АКЦИЯ (лат.actio – действие) – действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели (напр., проведение фестивалей, спортивных соревнований, конкурсов). Что читать дальше, скачайте файл.
Комменатрии к новости